Ноябрь в Латвии богат на праздники. Каждый знает, про 11 и 18 ноября, дни, когда был основан военный орден и провозглашена буржуазная Латвия. Но есть ещё одно значимое для человеческой истории событие — 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года, день Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день впервые была установлена власть рабочих и крестьян, в том числе и на территории современной Латвии.
Это событие дало небывалый прогресс всему человечеству. Был побеждён голод и безработица, все были обеспечены жильём, а образование и медицина были на высочайшем уровне и доступны всем и каждому.
Тогда советские люди воспринимали это как должное. Сейчас, после контрреволюции, когда рабочий народ был обманут и предан, всё это кажется утопией, выдумками. Часть интеллигенции, обслуживающая интересы крупного капитала, в наше время поливает грязью все эти завоевания и пытается переложить на кого-то другого ответственность за все навалившиеся на нас беды, особенно в последние годы. Этим продажным пропагандистам ничего не остаётся, как удариться в национализм. Латышам говорят: «Это русские виноваты», русским говорят, что виноваты латыши. На самом деле, русским и латышским рабочим, как и людям любой другой национальности нечего делить. Национализм — целиком и полностью изобретение капитала, его инструмент для разделения и подавления людей. Рабочим сегодня не принадлежат средства производства, которые они создали своими собственными руками, — напротив, средства производства сегодня используются для угнетения общества.
Последние события в стране, такие как массовый государственный вандализм в отношении советских памятников, которые прославляли достижения трудового народа в его борьбе с фашизмом, резкое повышение цен на продукты и коммунальные услуги, безработица, недоступность медицины и качественного образования и вообще их полное разрушение, репрессии против инакомыслящих, всё это призвано загнать трудовой народ в апатию. Создаётся иллюзия обречённости нашей страны. Пролетарии в растерянности, они не знают, к чему им готовиться, и, кажется, их не удивит уже ничто. Одни уезжают, другие закрываются, предпочитая не видеть происходящего. Первые — уже сделали выбор и будут бежать от проблем, не понимая, что проблема не в них самих, не в окружающих людях и даже не в плохих правителях, а в капиталистической эксплуататорской системе, которая исчерпала свою историческую прогрессивную роль больше ста лет назад и только и занимается тем, что поддерживает своё чахнущее существование людоеда, пожирающего и убивающего людей.
Вторым — тем, кто остался, — хочется процитировать рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»:
«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».
Рабочим и сознательной интеллигенции не нужно закрываться, не нужно ждать пока придут за ними. Нужно объединяться и бороться за свои интересы, за наиболее прогрессивные интересы рабочего класса. А чтобы знать, как бороться, нужно изучать науку о развитии общества — марксизм. Вы, наверное, удивитесь, но Ленин был прав, когда писал: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» в «Трёх источниках и трёх составных частях марксизма». Предлагаем в этом убедиться лично.
Как бы там ни было, общество не слепо, и люди всё чаще начинают замечать и осознавать несправедливость и беззаконие, которые происходят вокруг, и с этим никто ничего не может поделать. Всё это уже описал Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева»:
«И в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго».
С праздником. С днём Великой Октябрьской социалистической революции!