Для наёмных работников в Латвии законом установлен 8-часовой рабочий день при 5-дневной рабочей неделе. Такой порядок существует без изменений уже давно, он введён в советское время. С тех пор много воды утекло. Законы, касающиеся социальных вопросов, многократно изменены. Возраст выхода на пенсию, страхование наёмных работников по болезни, право на профсоюзную деятельность — всё это власти Латвии после 1991 года подвергли радикальным изменениям. На этом фоне 8-часовой день и 5-дневная неделя выглядят не только незыблемо, но и несколько старомодно.
Несомненно, определённые политические и экономические группировки подумывают об изменении и этой нормы. Несомненно, они хотели бы увеличить продолжительность рабочего дня и уменьшить количество выходных дней. Пока что они достигают этого косвенными способами. Всем известно, что наёмным рабочим в Латвии, вопреки действующему закону, приходится работать больше, чем 40 часов в неделю.
Рабочий Фронт Латвии тоже считает, что установленный законами объём рабочего времени должен быть изменён. Но в противоположность большим господам, РФЛ считает, что рабочее время должно быть сокращено.
Чем вызвана необходимость сокращения рабочего времени?
Со времён вступления Латвии в Евросоюз мы часто слышим о производительности труда в нашей стране. О производительности труда постоянно говорят, оправдывая низкую заработную плату. Дескать, в богатых странах рабочий трудится производительней, потому и оплата труда у него выше. Никакими расчётами эти утверждения не подкрепляются, но зато подаются так, будто в низкой производительности труда виновны не работодатели, а работники.
Есть, однако, ещё один параметр, характеризующий труд людей на промышленных, транспортных и торговых предприятиях — это интенсивность труда, о которой обычно не говорят. А ведь интенсивность труда (она же нагрузка на работника) на частных предприятиях Латвии высокая — выше, чем в богатых государствах Евросоюза.
Это происходит, в частности, из-за совмещения должностных обязанностей, когда работника заставляют работать буквально за троих. Вместе с уничтожением советских предприятий уничтожены должности технологов, подсобников, разнорабочих, крановщиков, стропальщиков, водителей автопогрузчиков, кладовщиков… Всё это — «излишняя роскошь». Их функции переложены на плечи «основного» персонала. Рабочий работает за троих — он и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Откровенно чрезмерная интенсивность труда приводит к стрессу, к нервному и физическому переутомлению. От такой работы человек не успевает отдохнуть. Отпуск сегодня слишком короткий. Четырёх недель, возможно, и хватило бы для отдыха, да кто же рабочему даёт четырёхнедельный отпуск? Работодатели сплошь и рядом разрешают брать не больше двух недель, то есть заставляют разбивать отпуск на части. Практикуется внезапный срочный «вызов» на работу во время отпуска. Дело доходит до того, что рабочему могут предложить взять отпуск и продолжать при этом выходить на работу.
Собственно говоря, наёмный работник тратит на работу не только то время, которое он проводит на фабрике, на складе, у кассового аппарата. Следовало бы учесть ещё затраты времени на дорогу на работу и с работы, а они также в целом ряде случаев чрезмерно велики. Приемлемая работа находится часто слишком далеко от места жительства, а расписание общественного транспорта оставляет желать лучшего. В Риге к этим проблемам добавляются ещё и дорожные пробки. На личную жизнь, на отдых и на близких людей у рабочих остаётся слишком мало времени.
В то же время нам говорят: для нормальной здоровой жизни нужен не только пассивный отдых, но и спорт. Нам говорят, это не развлечение, а насущная потребность. Но и в этом случае выясняется, что на практике времени для реализации такой потребности не хватает. Наёмный работник постоянно оказывается перед дилеммой — или работа, или отдых… или работа, или семья… или работа, или здоровый образ жизни…
Какой уж там здоровый образ жизни, если наёмным рабочим не хватает времени на полноценный восьмичасовой сон. Хроническое недосыпание — массовая проблема в Латвии. Достаточно лишь посмотреть на эти усталые лица, бессонные глаза в утренних автобусах, возле заводских проходных!
Вывод из всего этого один — рабочее время надо сокращать!
Как именно это должно быть реализовано?
Сокращение рабочего времени должно быть проведено с сохранением заработной платы, то есть месячный доход наёмных работников не должен снизиться. Это значит, что одновременно следует провести перерасчёт ставок, тарифов, окладов.
Конечно же, высшие слои общества и их представители будут возражать против сокращения рабочей недели, изобретать разные аргументы.
На это отвечаем следующее. Нам говорят, что в мире идёт блистательный технический прогресс. Мы каждый день читаем про роботов, компьютеры, 3D-принтеры и тому подобное. Очевидно, говорится это с целью подчеркнуть достоинства капитализма. Однако, с другой стороны, из этого напрашивается невыгодный работодателям вывод. Раз производительность труда постоянно повышается и постоянно уменьшается потребность в человеческом присутствии, в живой силе, то у людей должно появляться всё больше свободного времени. Почему же не сократить рабочий день? И можно будет не только пассивно отдыхать, но и развиваться, учиться, лучше заботиться о детях и стариках. В конце концов, участвовать в общественной жизни.
Во-вторых, нам говорят, что в Советской Латвии была неэффективная экономика. Следовательно, после установления капитализма экономика должна была стать эффективной, а значит производительность труда в современной Латвии вполне высокая. Раз так, то наёмный работник не обязан работать от зари до зари как лошадь!
Вопрос о рабочем времени не исчерпывается, конечно, количеством рабочих часов и рабочих дней в неделю.
РФЛ считает, что надо понижать и возраст выхода на пенсию. Вот любимый вопрос политиков: «Сколько пенсионеров приходится на одного работающего?» Но пенсионеры — не единственные иждивенцы, которых содержит трудоспособное и работающее население. Почему не учитывают количество детей в Латвии? Сегодня детей заметно меньше, чем 30 лет назад. Почему не учитывают, что многие пенсионеры продолжают работать? Почему не упоминают, что трудящиеся содержат ещё государственных и муниципальных служащих, которых надо бы сократить в первую очередь?
Вопрос о продолжительности рабочего времени касается и методики подсчёта отработанного времени. В Латвии введено так называемое суммированное рабочее время. Что это означает? Ранее задавалось количество часов, которое работник должен отработать в один рабочий день — 8 часов. Сверхурочной работой считалось время, отработанное работником свыше 8 часов в день. Кроме того, сверхурочной работой считалась работа по выходным дням.
Теперь же работодатель получил право брать за единицу времени не один день, а значительно больший срок — от одной недели до целого года! По-видимому, чаще всего в современной Латвии для расчёта суммированного времени выбирается срок в один месяц.
То есть рассчитывается количество часов, которые работник должен отработать в месяц. Если в месяце, например, 20 рабочих дней, то «суммированное рабочее время» стоставит 20 ⋅ 8 ч = 160 ч. А сверхурочной работой теперь считается время, отработанное сверх месячной суммы. Это значит, что лишь по завершении месяца определяют, причитается ли работнику оплата за сверхурочную работу.
Это сплошная невыгода для работника: сам заранее считай, сколько должен отработать. Сам считай, сколько осталось неотработанных часов, чтобы по истечении месяца тебя не наказали за «недоработанные» часы. Хозяева предприятий ещё и нарочно препятствуют работе по восемь часов в день, при трёхсменной работе убирая пересменки. Набежавший «долг» приходится отрабатывать в том числе в выходные дни (и это не считается как сверхурочные).
Больше того, работодатель может использовать суммированное рабочее время, чтобы не заботиться об организации ритмичной работы предприятия. Теперь ему не важно, чтобы работник каждый день регулярно отрабатывал своё суточное время, свои восемь часов. Будут то простои, то авралы, потому что хозяин предприятия на основании нынешнего закона может:
1) не платить работникам за дни простоев, так как важен не каждый конкретный день, а общее время за месяц,
2) когда после простоев работа появится, заставить работать больше 8 часов в день и без выходных, и иметь возможность не оплачивать эту работу как сверхурочную, если сумма часов не превысит нормальное месячное время.
Вот так обстоят дела с продолжительностью рабочего дня в Латвии. И это ещё далеко не всё, что требует изменения. Мы ещё не упомянули максимально допустимый объём сверхурочной работы, а его тоже необходимо уменьшить. Следующим шагом должно стать увеличение времени оплачиваемого отпуска.
Добиться этого нелегко, весь государственный аппарат и все без исключения парламентские партии — на стороне работодателей. Однако большинство населения составляют не они, а наёмные трудящиеся.
Рабочий Фронт Латвии поддерживает общественных деятелей в их стремлении добиться сокращения продолжительности рабочего дня и готов предоставить им необходимую помощь.