Мне, как сознательному рабочему, хочется снова и снова напомнить всем трудящимся людям простую истину — при капитализме никто из нас не застрахован от увольнений и последующей безработицы. Даже представители редких и высокооплачиваемых специальностей входят в «группу риска» и должны всё время оглядываться на ситуацию, которая складывается в экономике.
Капитализм — это такая стадия товарного производства, на которой рабочая сила становится товаром. Мы выносим на рынок труда свою способность к труду и стараемся реализовать её как можно дороже. Собственники средств производства напротив — стремятся купить её как можно дешевле. В первую очередь капиталист будет смотреть на цену рабочей силы, а уже потом на национальность, язык общения или гражданство продавца способности к труду. Этот объективный интерес, присущий любому представителю класса буржуазии, разбивает навязываемый нам миф о хороших, национальных бизнесменах, которых надо поддерживать.
Так как закон — это воля правящего класса, то и большинство статей КЗоТа (Закона о труде) призваны служить буржуазии и ухудшать положения наёмных рабочих. И тем не менее у нас есть возможность не только защищаться, но и переходить в наступление. Многие ли из вас состоят в профсоюзах? Хотя бы и в «жёлтых» или откровенно подконтрольных администрации ваших предприятий, но профсоюзах? Вот вам и ответ, почему с нами, трудящимися, говорят как с людьми второго сорта, почему управляющие и работодатель не боятся запугивать нас, а порой и нарушать закон.
Устроившись на работу, но не пройдя простейший этап профсоюзной борьбы, всегда есть риск быть уволенным — это относится ко всем. Поодиночке нас переломают, проглотят и выплюнут. Можно конечно надеяться на милость хозяина, на свои исключительные качества. Но, как показывает практика, бизнес интересует лишь прибыль. Согласен ли ты под страхом увольнения постоянно перерабатывать, тем самым лишая себя и свободного времени и быстрее изнашивая свой организм? Согласен работать на лекарства? Этим не купишь лояльность и «любовь» хозяина — рано или поздно как отработанный материал пополнишь армию безработных, как только найдётся кто-то подешевле и помоложе.
Кризис заставляет буржуазию снижать издержки за счёт рабочего человека. Ведь при постепенном снижении продолжительности рабочего дня за счёт повышения производительности труда, проблема безработицы могла бы быть решена сама собой. Но капиталистам это не нужно, их интересует только прибыль. А как её получить — уже дело десятое.
В капиталистической реальности, собираясь утром на работу, нужно быть готовым, что в обед ты больше не будешь нужен хозяину. Ему плевать на тебя, твою семью, детей — ты «свободен» и твоя жизнь никого не волнует. Такая людоедская политика — это то, к чему мы начали свой путь 30 лет назад, путь который так нравится правящему классу и его обслуге.
Почему трудящиеся не борются за своё достоинство и позволяют так обращаться с собой? Буржуазные ценности и идеалы ежедневно транслируются СМИ и вкладываются в обывательские головы. Статьи о внезапно разбогатевших людях, истории успеха миллионеров призваны укрепить веру в возможность «жить богато и ничего не делать». Одновременно с этим само желание «жить богато и ничего не делать», то есть жить за счёт чужого неоплаченного труда, становится нравственной нормой. Противостоять этой идеалистической чепухе может только действительно научный, материалистический взгляд на мир, в котором мы живём, на процессы, в нём происходящие.
В таких условиях марксизм не просто не устарел, а стал актуален как никогда раньше. Будучи свободным от любых догм, субъективных мнений и религиозных предрассудков, марксистско-ленинское учение логично, доступно и полно. Только оно может дать каждому человеку понимание своего места в обществе, своих коренных интересов и указать цель, к которой действительно следует стремится, цель, достойную человека современности. И нас, трудящихся Латвии, это должно касаться как никого другого. Только вместе мы сможем преодолеть все те преграды, которые стоят на пути к жизни без страха и неуверенности за своё будущее.
Сознательный рабочий